В России автомобилисты не смогут требовать возврата средств за проезд по платным дорогам в случае «обнаружения недостатков услуги или оказания ее в неполном объеме» — Минтранс, который выступил с инициативой такой нормы, в итоге решил отказаться от нее. В отредактированном проекте новых правил эксплуатации платных трасс пункта возврата средств при низком качестве услуги больше нет, сообщила газета «Коммерсантъ».
Документ вступит в силу в марте 2022 года, он придет на смену правилам, действовавшим с 2010-го. Ключевое изменение связано с внедрением безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow). Она позволяет водителю двигаться по трассе без остановки на пункте взимания платы, деньги списываются со счета автовладельца с помощью бесконтактных транспондеров или через камеру по госномеру.
Free-flow уже применяется на Центральной кольцевой автодороге в Подмосковье и запланирована к внедрению на М4.
В сентябре «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что водителям разрешат требовать частичной или полной компенсации оплаты при обнаружении «недостатка платной услуги» либо при оказании ее «в неполном объеме».
После этого было проведено совещание, в ходе которого представители ГК «Автодор» и операторов платных дорог выступили против такого нововведения. Минтранс предложил для документа более общую формулировку: пользователи автодорог смогут «принимать меры, направленные на защиту прав и интересов, в соответствии с законодательством».
Также исключена норма, что оператор в рамках публичного договора (заключается автоматически при выезде машины на платную трассу) обязан «организовать движение в соответствии с требованиями законодательства» для автомобилистов.
«Для оператора эта обязанность остается по законодательству, но отдельной услуги на платных участках больше не будет. Это значит, что деньги будут взиматься просто за то, что человек выехал на участок, независимо, есть там затор или нет», — прокомментировал сопредседатель рабочей группы «Безопасность дорожного движения» в рамках регуляторной гильотины Евгений Литвин.
В случае предоставления оператором услуг ненадлежащего качества пользователь, как и ранее, может требовать безвозмездного оказания услуг или соразмерного уменьшения их стоимости (согласно ст. 723 ГК РФ), отметила директор по правовым вопросам инвестиционной компании «Эйфель. Инфраструктурные проекты» Екатерина Высоцкая. Однако при возникновении пробки, по сути, лишающей пользователя преимуществ использования платной дороги, необходимо будет еще доказывать, что именно в связи с действиями или бездействиями оператора пользователь получил услугу ненадлежащего качества, что существенно осложняет возможность какой-либо компенсации.