В пятницу премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление № 871, которое расширяет ранее анонсированную льготу по отложенной выплате утилизационного сбора для автомобильных предприятий РФ. Напомним, после начала событий на Украине, чтобы сохранить производство, правительство сформировало ряд антикризисных мер и среди прочего разрешило отложить выплату утильсбора за первые три квартала 2022 года до 20 декабря.
Однако тогда эту меру распространили только на предприятия, где работало более пяти тысяч человек, и ей не смогли воспользоваться некоторые еще не закрывшиеся на тот момент заводы. К примеру, на «ПСМА Рус» в Калуге, где до недавнего времени выпускали Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, а также автомобили под брендами Peugeot, Citroen, Opel, трудилось всего около 2,5 тысячи человек. Еще меньше людей было занято на совместном предприятии «Мазда-Соллерс» во Владивостоке.
С 13 мая 2022 года отложить выплату утильсбора могут все автомобильные заводы в России вне зависимости от количества сотрудников, при этом необходимое условие остается прежним — наличие действующего Специального инвестиционного контракта. Среди производителей легковых автомобилей СПИК есть у всех, даже у «Моторинвеста», где должны до конца года наладить выпуск нескольких китайских электромобилей.
Поскольку основная цель СПИКа — компенсация утильсбора автомобильным предприятиям, в постановлении № 871 фигурируют и изменения в правилах предоставления субсидий, через которые правительство возвращало (полностью или частично) выплаченный утиль. Правда, правка здесь чисто стилистическая, отражающая изменение одного из источников финансирования, который используют для «компенсации части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам "Евро-4", "Евро-5" и выше». Если раньше часть средств выделялась в рамках подпрограммы «Развитие транспортного и специального машиностроения» программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», то теперь для этого задействуют федеральный проект «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения».
Вкупе со снятием ограничений на количество работающих эта правка, вероятно, показывает, что инициатива в первую очередь направлена не на производителей легковушек, а на небольшие предприятия, выпускающие коммерческую технику, вплоть до «передельщиков», — был бы СПИК.
Между тем, если брать нужды «легковых» заводов, то эта льгота, по совокупности двух причин, не имеет для них сейчас практически никакой ценности. Во-первых, резко упал объем выпуска продукции на предприятиях, продолжающих работу, во-вторых, в связи с резким ростом цен доля утиля в стоимости машины сократилась в несколько раз. Не говоря уже о том, что у всех автопроизводителей утильсбор и без того был включен в структуру себестоимости продукции. Что касается тех заводов, которые сейчас не работают, им эта льгота и подавно без надобности: на выплату утиля они не тратятся, а восстановить производство она уж точно не поможет. Остается надеяться, что эта инициатива правительства действительно пригодится небольшим производителям специальной коммерческой техники, которые не могли воспользоваться ею прежде.