Недавно мы публиковали заметку о результатах трёх китайских брендов в России в 2022 — речь о GAC, FAW и Dongfeng, которые пока теряют модели и торгуют в основном машинами прошлых годов выпуска. Ситуацию по крупным китайским маркам мы осветили в нашем итоговом «рыночном» материале по 2022 году, поэтому осталось зафиксировать только положение у JAC. Напомним, что этот бренд не подаёт данные о продажах в Ассоциацию европейского бизнеса и они не учитываются в статистике по рынку, поэтому вооружимся нашими редакционными данными постановок на учёт автомобилей в ГИБДД, чтобы оценить успехи JAC.
Начнём с общих цифр: в 2022 году своих покупателей в России нашли 1727 автомобилей JAC, что практически в точности соответствует показателю предыдущего года — 1772 шт. Проще говоря, констатируем, что украинские события никак не повиляли на бизнес-модель китайской компании в России: JAC не воспользовался ситуацией в отличие от Chery и Geely и не увеличил поставки, хотя JAC также как и Geely может завозить машины не только из Китая, но и с другого рынка, в данном случае из Казахстана — с предприятия «СарыаркаАвтопром». Собственно, на тот же JAC JS4, который стал «Москвичом-3», было получено два сертификата — на казахскую и «родную» китайскую сборку.
В 2021 году самой популярной машиной JAC в России стал среднеразмерный лифтбек J7 — реализовано 599 машин, на втором месте — пикап Т6 (519 шт.), на третьем — маленький кроссовер S3 с результатом 239 шт. В 2022 году J7 только усилил свои позиции — реализовано 713 машин. В основном это произошло за счёт умеренной цены и ухода конкурентов. У иных дилеров под конец месяца лифтбек можно было купить менее, чем за два миллиона рублей, причём наличными, а не в кредит с обязательными накрутками в виде страховпния жизни: как нам рассказывали продавцы, в автосалонах J7 не застаивался. Само собой, часть сделок совершили юрлица — в такси и каршеринги уехало 444 лифтбека. Это примерно соответствует пропорции по всем продажам в 2022 году: 55% всех автомобилей JAC было востребовано юридическими лицами.
И вот здесь нужно отметить важную деталь. Падение популярности у частников по сравнению с 2021 годом просто катастрофическое: если в 2021 году российские физлица купили 1471 автомобиль JAC, то в 2022 году на пустом рынке — всего 771, то есть, сокращение в два раза. Это прямо скажем тревожный сигнал.
В 2022 году JAC не досчитался трёх моделей. Начнём со среднеразмерного кроссовера S7, который поступил к дилерам в 2021 году и разошёлся весьма скромным тиражом в 256 машин. В прошлом году образцы 2022 к нам на рынок не завозили, а распродавали склады – реализовано всего 12 экземпляров. Впрочем, не будем сбрасывать S7 со счетов, ведь он ещё может поступить в продажу под брендом «Москвич» как это случилось с JAC JS4, который несмотря на возрождение советской марки, в ограниченном количестве всё же добрался до автосалонов JAC — было реализовано 64 машины в ноябре и декабре.
Вторым по популярности автомобилем JAC в России в 2022 году после лифтбека J7 остался пикап Т6 с результатом 622 образца, на третьем месте – тот же субкомпактный S3 с 279 проданными экземплярами. Интересно, что практически все они были выпущены в 2022 году — у двух других лидеров доля «прошлогодних» машин высока. На удивление высока и доля модификаций с ручной коробки у J7 — куплена 261 машина.
Самое удивительное, что в постановки на учёт по 2022 году не попал компактный кроссовер JS6, который мы в прошлом году успели откатать на сравнительном тесте с Exceed LX. Само собой, несколько экземпляров должны были встать на учёт — методом исключения в графе «прочие» нашей раскладки из ГИБДД определяем десять экземпляров JS6, нашедших своих покупателей, правда, в основном это представительство JAC и дилеры. Впрочем, на потребительском российском сайте JAC эта модель представлена причём даже в виде живых машин с VIN-номерами. Правда, цены, откровенно скажем, кусаются — 2,8 млн рублей. Интересно, велик ли будет сбыт в нынешнем году…