Mitsubishi Heavy Industries (MHI) 7 февраля официально объявила о решении полностью закрыть программу разработки регионального реактивного авиалайнера SpaceJet, который прежде был известен как Mitsubishi Regional Jet (MRJ).
Печальный финал амбициозного проекта объясняется несколькими причинами. Во-первых, в MHI говорят, что перестали видеть в SpaceJet экономическую целесообразность. Во-вторых, в концерне понимают, что доведение проекта до серийного производства потребует новых огромных вложений, ресурсов для которых у MHI нет. В-третьих, в холдинге просто не знают, в каком направлении дальше развивать проект.
SpaceJet/MRJ с 2020 года находился в замороженном состоянии — тогда его решили приостановить из-за глобального локдауна в связи с коронавирусом (он серьезно подкосил сферу пассажирских авиаперевозок). Само возобновление проекта потребует больших вложений, поскольку необходима полная ревизия конструкции. Потенциальный объем продаж MRJ в Mitsubishi Heavy Industries называют неясным. Кроме того, японцы отмечают, что проекту требуются меры по снижению вредных выбросов. Также у MHI есть трудности с привлечением к работам европейских и американских поставщиков.
Разработкой авиалайнера занималась входящая в MHI фирма Mitsubishi Aircraft Corporation, она теперь будет расформирована, рассказали в холдинге.
Наработки по SpaceJet/MRJ в будущем могут быть использованы для других перспективных проектов, в том числе для внешних партнеров MHI и для проекта японского военного истребителя FX.
Разработка SpaceJet/MRJ велась с 2007 года, расходы на него составили около 1 трлн иен ($7,5 млрд). Эту сумму спишут в убыток. Предварительные заказы от авиакомпаний на 407 таких самолетов аннулируют.
Базовая конфигурация самолета называлась SpaceJet M90/MRJ90 — в ней 88 пассажирских мест, также предполагалась укороченная 69-местная версия MRJ70.
MRJ90 оснащен американскими турбовентиляторными моторами Pratt & Whitney PW1000G, дальность его полета составляет 3200 км.
Глава компании Сэйдзи Идзумисава выразил сожаление в связи с таким провалом: «Я приношу извинения, что мы не сможем завершить самолет».
SpaceJet M90/MRJ90 должен был стать первым за более чем 50 лет пассажирским самолетом японской разработки.
MRJ90 относится к тому же классу машин, что и российский Sukhoi SSJ100, который выпускается на заводе в Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край).
Mitsubishi Heavy Industries ведет свою историю с 1885 года. В настоящее время компания специализируется на производстве кораблей, реакторов для АЭС и компонентов для аэрокосмической индустрии. Автомобильная фирма Mitsubishi Motors (MMC) отделилась от MHI еще в 70-е годы, однако MHI по сей день владеет небольшим пакетом акций MMС.