San Miguel de Tucumán — San Salvador de Jujuy
3-й день Дакара стал первым испытанием для участников на выносливость: день серьезного бездорожья, большого перепада высот (спортсмены поднимались на высоту до 5000 метров над уровнем моря) и большого перепада температур. Впрочем, организаторы заранее предупреждали, что все основные сложности маршрута придутся на стартовые этапы. За эти три дня перегрев у людей был настолько серьезный, что многих спасали лишь криокапсулы, которые специально для лечебно-восстановительных целей привезли на Дакар. Более того, организаторы раздавали питьевую воду даже на спецучастке, чтобы не допустить у участников серьезного обезвоживания.
Длина спецучастка в этот раз была 550 км. Первая часть СУ составляла 240 км и проходила по настоящему бездорожью; это была самая коварная часть этапа: многие участники потерялись и были вынуждены возвращаться и начинать навигацию сначала. Затем 160 км приходилось на зону нейтрализации, которая разделяла два зачетных отрезка. Ее протяженность в зачет не шла. И затем еще 120 км.
Мотоциклы
Первыми традиционно стартовали мотоциклисты. Лидер предыдущих этапов Тоби Прайс из-за ошибки в навигации потерял более 20 минут и в итоге финишировал лишь 9-м. Победителем стал Хоан Барреда Борт (время прохождения СУ — 4 часа 22 минуты 41 секунда). Вторым — с отставанием чуть более 13 минут — Сэм Сандерлэнд, третий — Пьер Александр Рене (+16.30).
Александр Иванютин финишировал 39-м и сейчас в общей классификации занимает 61-е место. Настя Нифонтова финишировала 113-й с отставанием в 3 часа 44 минуты.
Квадроциклы
Вчера на третьем СУ российский квадроциклист Сергей Карякин вновь заставил поволноваться своих болельщиков. По итогам второго дня он стартовал пятнадцатым. Уже на первой контрольной точке он стал седьмым, дальше шел третьим… Затем вдруг долгая пауза, и затем Сергей только восьмой, а затем уже только 12-й. Что же случилось?
Сергей Карякин: «Сегодня третий день марафона "Дакар 2017", длина спецучастка 550 км, из которых 160 км приходились на зону нейтрализации, когда время прохождения дистанции не идет в зачет. По задумке организаторов, это расстояние (160 км) мы должны были пройти за 2 часа — а это трасса горного каменного серпантина, и зона нейтрализации превратилась в страшные гонки. Проехал сегодня 33 км, заблудился, минут 5-7 на это потерял. Потом всех догнал, ехал по своему треку, заехал в реку и меня сбили — человек 15 выехали навстречу, пытались найти дорогу. Я поехал за ними, в итоге уехал не в ту сторону. На 146-м км пробил колесо и мне пришлось 90 км ехать со спущенным, так как когда пытался его снять, сорвал трещотку. На нейтрализации пытался взять у других участников инструмент, никто давать не хотел… понимаю, отказать в спортивное время, но на нейтрализации? В течение следующих 350 км мы поднялись на высоту 5000 метров, лежал снег, наверно, высотой сантиметров 20. Очень необычно из плюс 40 попасть в минус. День нельзя назвать удачным, но я уже вкатился, почувствовал свой темп и хочу завтра поехать на результат. Рисковать не буду, посмотрим, что получится».
Лучшее время в зачете квадроциклов (это без малого шесть часов!) показал аргентинец Гастон Гонсалес. Почти 5 минут уступил ему чилийский квадроциклист Игнасио Казале, а вот третье место на спецучастке заслуживает отдельного внимания — это чешский спортсмен Йозеф Махачек, пятикратный победитель ралли «Дакар» в категории квадроциклов. В марте 2017 года спортсмену исполнится 60 лет!
В общей классификации зачета квадроциклов на первое место поднялся победитель марафона-2014 Игнасио Казале. Гастон Гонзалес второй, еще один аргентинский спортсмен Пабло Копетти — третий.
Сергей Карякин в итоговой классификации — десятый!
Внедорожники
Третий этап существенно «перетряхнул» общую классификацию в зачете внедорожников. Один из фаворитов гонки катарец Насер Аль-Аттийя выиграл первую секцию спецучастка, но затем назревавшая на протяжении первых двух дней проблема с мотором все же дала о себе знать, и к финишу двигатель на его Toyota загорелся. К тому же у него возникли и серьезные проблемы с колесом. Экипаж был вынужден остановиться, отремонтировался, поехал, снова остановился, и в итоге все же финишировал, но с очень серьезным отставанием в 2 часа 17 минут от победителя этапа Стефана Петранселя.
«Мы ехали не на максимуме, — сказал Стефан Петрансель, — но прошли участок очень чисто. Наша тактика начинает себя оправдывать».
Тойоте вообще очень не везло в этот день: на второй части дистанции у них встало сразу четыре машины, в том числе и автомобиль Насера Аль-Аттийа.
Несмотря на то, что Себастьян Леб продолжает лидировать в общем зачете внедорожников, третий этап он завершил лишь третьим — из-за прокола колеса, на котором он потерял две с половиной минуты. Вторым финишировал Карлос Сайнц — несмотря на то, что он также сумел заблудиться.
Возникли проблемы и у Toyota Land Cruiser 200 экипажа № 333 команды «Astana Motorsport» Березовский/Никижев. «Мы пробили колесо, несколько минут ушло на замену, завод двигателя… машина не заводится; на панель приборов выводится информация о неисправности системы полного привода. Однако нам повезло, — один из проезжающих экипажей помог завезти автомобиль. Но сейчас перед механиками стоит сложная задача — выявить неисправности электроники, которые могли возникнуть вследствие попадания песка в электронные узлы машины», — рассказал представитель команды Денис Березовский. В итоге экипаж финишировал 32-м.
Экипаж № 380 Шихотаров/Уперенко закончил этап на 28-м месте.
Багги
Победителя первого этапа гонки в классе UTV и долго лидировавшего во время второго этапа Равиля Маганова (№ 378, Polaris) вчера, к сожалению, постигла неудача: поломка КПП и редуктора. До бивуака экипаж добрался на буксире. Всю ночь багги ремонтировали механики, но, к счастью, работы к утру удалось завершить. Стартовать пришлось позднее запланированного времени и поэтому к полуночи по местному времени экипаж Маганова был еще на трассе. Дакар — всегда вызов для новичков. А упорство и настойчивость Равиля достойно уважения.
Грузовики
С лучшим временем на финише третьего этапа отметился Эдуард Николаев. Буквально в секундах за ним следовали Мартин Коломы (TATRA) и Тони Генугтен (IVECO).
Вообще, насыщенный день был полон приключений для практически всех участников. У машины Дмитрия Сотникова случился обрыв заднего амортизатора. Полоса невезения преследует экипаж Айрата Мардеева, хотя и стартовали весьма успешно, объехав сразу трех соперников. Но потом очень неудачно влетели в пыль и провалились в колею. По словам Айрата Мардеева, в этот момент лобовое стекло и всю машину буквально накрыло волной пыли. В целях безопасности, дабы не совершить столкновения в условиях нулевой видимости, пилот решил остановиться и дождаться, пока пыль рассеется: «Я просто остановился, даже не зарылся. Но тронуться уже не удалось. Пришлось выдергивать грузовик на буксире. Выручил Матиас Беренгер. Спасибо ему большое. 11 минут, к сожалению, потеряли».
Затем экипаж Мардеева попал в кучу-малу из джипов и грузовиков, искавших навигационную точку на 20-м километре. Приходилось объезжать застрявшие машины. Многие высохшие русла имели один выход, да и тот был занят подсевшим грузовиком либо джипом.
Роберт Аматыч, штурман экипажа Антона Шибалова (№ 515): «Многие здесь разобрались довольно быстро, но успели наделать следов для тех, кто приехал сюда позже. WPC — это новый вид контрольной точки в этом году, которая "открывается" (сигнал о ее взятии виден на навигационном приборе организаторов установленном в кабине перед штурманом — прим. авт.) в радиусе 300 метров. И когда идешь курсом по бездорожью, эта точка остается где-то в стороне, раньше стрелка организаторского GPS показывала направление к ней. В этом году такого нет, это сделано специально, чтобы усложнить работу штурманов. Мы в этом месте потеряли минут 7-10». До этого экипажу Антона Шибалова пришлось поменять колесо. На это ушло еще около 12 минут.
По итогам трех дней гонки после схода Герта Хузинка и трехминутного штрафа Мартина Коломы Эдуард Николаев возглавил таблицу генеральной классификации грузового зачета. Кроме того, из-за штрафа Тон ван Генутен опустился на 12-е место, а Мартин Мацик с 11-го на 16-е, так что Антон Шибалов стал 10-м, Айрат Мардеев — 14-й. Дмитрий Сотников — на 6-й позиции.
Сергей Вязович (МАЗ) занял 4-е место по итогам трех дней, Василевский и Вишневский, соответственно, 11-й и 14-й.
Грузовой экипаж «Астаны» под управлением Артура Ардавичуса преодолел сегодняшний этап с большими усилиями: команда не рассчитала с настройками подвески. Экипаж финишировал 19-м на этапе, заняв 17-е место в общем зачете грузовиков.