После грандиозной затянувшейся засухи, из-за которой организаторы даже размышляли отказаться от Боливийского этапа в принципе, 6 января на Боливию обрушились ливни. Они размыли часть маршрута и привели к тому, что организаторы были вынуждены сократить маршрут 5-го этапа почти в два раза. Дожди превратили вторую секцию спецучастка в грязевое месиво. К слову, даже въезд на бивуак стал испытанием — мягкий грунт и вода смешались на стоянке гоночного каравана в грязевой парк. Дорога до столовой — по колено в грязи. Ночью температура опустилась ниже нуля.
Мотоциклисты, прибывавшие на высокогорный (высота 3700 метров), а значит, довольно прохладный бивуак Оруро, не могли отогреться даже в столовой. С трудом можно представить, как по колено в воде готовить спортивную технику к завтрашнему этапу.
Вследствие всего этого организаторы приняли решение отменить 6-й спецучасток гонки на отрезке Оруро — Ла-Пас в связи с погодными условиями. Большинство спортсменов восприняли это с облегчением.
Маршрут 5-го этапа по-прежнему проходит на высотах между 3700 и 4550 метров, а это обозначает всю ту же повышенную нагрузку на технику и людей, к которой теперь добавилась еще и усталость. Но вчера, помимо сложностей географического характера, маршрут был построен так, что изобиловал навигационными ловушками. А многие спортсмены жаловались и на ошибки в роадбуках.
Мотоциклы
Первые же стартовавшие, а это была ведущая верхушка мотоциклистов, потеряла правильное направление и уехала в другую сторону, потратив на блуждание в поисках навигационной точки порядка 30-40 минут. Среди них оказались Маттиас Валькнер, Хоан Барреда Борт, Пабло Кинтанилья, Штефан Швитка, Ксавьер де Сультрэ и другие. Удивительно, но вот Сэм Сандерлэнд сумел избежать этой ловушки и благодаря этому стал лидером после 5-го этапа.
Но самое главное — российские мотоциклисты Алексей Иванютин и Анастасия Нифонтова начали набирать в гонке нужный темп. Алексей Иванютин финишировал вчера первый раз в двадцатке сильнейших — он занял 19-ю позицию. Настя, которая всегда предпочитала стайерские дистанции, вкатилась в трассу и теперь сокращает отставание. 6 января она финишировала уже на 68-м месте и теперь у нее всего полтора часа отставания от лидера, а мы помним, что еще два дня назад это было почти 4 часа! По итогам 5 этапов Анастасия Нифонтова идет 66-й в мотозачете, а Иванютин — 22-м.
Квадроциклы
К пятому спецучастку количество участников в зачете Quad заметно уменьшилось — на старт вышло 28 квадроцилистов вместо 37, начавших гонку 2 января.
Зачет открывал победитель четвертого спецучастка, представитель Боливии Вальтер Носилья. Лидерам во всех категориях дали заметное преимущество перед преследователями, увеличив межстартовый интервал: многие участники жаловались, что 30 секунд — это катастрофически мало, даже пыль не успевает рассеяться. Интересно, что в зачетах Car, Truck и Moto он составлял 3 минуты, а в Quad первого и второго участниуа разделяли 6 минут. На спецучасток Сергей Карякин стартовал вторым, и на первых отметках времени держал темп, а потом потерял несколько позиций и в итоге финишировал лишь седьмым.
Сергей Карякин: «У меня много вопросов к организаторам по поводу сегодняшнего роадбука, столько ошибок! Причем одно дело мелкие неточности, вроде ошибок в указании расстояния между позициями, и совсем другое, «забыть» указать съезд с основной дороги в каменное поле. Как об этом можно было узнать, я не представляю! Потерял много времени, потому что дважды заблудился».
5-й этап выиграл Кис Кулен. Густаво Галлего финишировал с отрывом чуть более семи минут. Дебютант «Дакара» Симон Витсе не только показал третье время на 5-м этапе, но и возглавил итоговую классификацию. Сергей Карякин переместился на вторую строчку в зачете квадроциклов по итогам пяти спецучастков.
Мотовездеходы
Давно не рассказывали, как обстоят дела в этом новом для «Дакара» зачете, где под российским флагом участвует экипаж № 378 Равиля Маганова и Кирилла Шубина. На прошедшем этапе они финишировали первыми на этапе и переместились на 2-е место в генеральной классификации.
Авто
В зачете внедорожников снова все перемешалось. Гонку открывал победитель предыдущего этапа Сирил Депре, ранее выступавший в зачете «Мотоциклы», но в этот раз он не смог опередить рвущегося к финишу Себастьяна Леба, который показал лучшее время на спецучастке. Вторым, с отставанием всего в 44 секунды, финишировал Нани Рома на Toyota, пожалуй, единственный пилот японской команды, который может навязать еще хоть какую-то борьбу безраздельно властвующему на трассе Peugeot. Стефан Петрансель стал третьим. Депре лишь четвертый. Зато «выстрелил» экипаж на Peugeot № 318, за рулем которого находится не кто иной, как бывший заводской пилот Porsche Ромейн Дюма, выступавший в Чемпионате мира по эндурансу на прототипе № 2. На 5-м этапе они финишировали пятыми.
Что касается экипажа Шихотаров/Уперенко, то в этот раз они финишировали 17-ми. Однако нельзя забывать про 13-часовой штраф, полученный ими накануне за то, что финишировали на тросе.
Денис Березовский финишировал на этапе 39-м, заняв 31-ю строчку по итогам 5 этапов. В своем классе Т2 production он сохранил третье место. Однако сегодняшний этап стал непростым с точки зрения навигации.
«Подъезжаем к участку и видим картину, — более десяти машин копошатся. Ищут ту самую скрытую точку, без которой даже нет ориентира, куда дальше держать путь. Плутанули на 20 километров, вернулись снова. Нашли, взяли точку, и пошли далее по курсу. Потеряли минут 20. Сегодня многие заблудились», — рассказал штурман Алексей Никижев.
Грузовики
Второй раз подряд победа на этапе достается Жерару де Рою, в итоге он вышел на первое место в общей классификации. Навигационная ошибка — неправильно выбрали пересохшее русло — привела к потере 15 минут у экипажа Айрата Мардеева.
Экипаж Эдуарда Николаева вовремя подоспел к засевшему в рыхлых песках экипажу Дмитрия Сотникова. Достаточно быстро продолжили движение и дальше двигались уже вместе. Пресловутые WPC-точки (видимая контрольная точка) стали настоящей головной болью для многих участников «Дакара-2017»: нововведение этого года призвано усложнить работу штурманов. На одной из таких отметок «споткнулся» и экипаж Антона Шибалова. Примерно на 182-м километре плутали очень многие участники — не могли найти привязку к футбольному полю. В итоге Антон Шибалов и Федерико Виллагра выбрали неправильное направление, расплатой за это стали потерянные драгоценные минуты.
Экипаж «Астаны» Артура Ардавичуса замкнул десятку лидеров гонки 5-го этапа. В генеральной турнирной классификации грузовик MAN TGS занимает 33-е место, продвинувшись на четыре позиции вверх по таблице.
Экипажи на МАЗах улучшили свои позиции. Вязович финишировал пятым, Василевский — шестым, Вишневский — восьмым. Теперь в общей классификации они идут на 11-м, 17-м и 20-м местах соответственно.
Сегодня весь автомобильный караван прямиком по лиазону направляется в столицу Боливии — Ла-Пас.