Правительство России планирует перевести предприятия автопрома на новый инвестиционный режим.
Сейчас автозаводы работают по соглашениям о промсборке, в рамках которых им предоставляют налоговые и таможенные преференции, а также компенсируют затраты на уплату утилизационного сбора. Однако в 2018 году истекает срок действия большей части соглашений о промсборке. По условиям, взятым на себя Россией при вступлении в ВТО в 2012 году, продлевать эти договоры нельзя.
Как пишет «Коммерсантъ», в ближайшее время состоится совещание по автопрому под руководством вице-премьера федерального правительства Аркадия Дворковича. На нем кабмин должен определиться с новым инвестиционным форматом в отрасли, который последует за текущим режимом промсборки. Есть две конкурирующие идеи — механизм Специального инвестиционного контракта (СПИК) от Минпромторга и новый инвест-режим от Минэкономики, по сути, модификация промсборки, «не конфликтующая» с требованиями ВТО.
СПИК уже апробировали на Sollers (он подписал такой документ для завода Mazda на Дальнем Востоке) и на Daimler AG (в рамках СПИКа строится завод в Подмосковье). Такой договор предоставляет каждому автопроизводителю индивидуальные льготы взамен на конкретные инвестиционные обязательства.
Из-за неудобства и непрозрачности СПИКа, по информации «Коммерсанта», правительство склоняется к предложению Минэкономики. Документы по принятию «новой промсборки» поручено подготовить к началу октября.
В документах Минэкономики говорится, что цель нового режима — принятие прозрачного механизма развития отрасли и поддержки для локализованных концернов и производителей автокомпонентов, в частности за счет равного доступа к субсидиям и стимулирования экспорта. Новая промсборка предполагает значительные преференции, в том числе компенсацию пошлин, отсрочку по уплате НДС, беспошлинный ввоз оборудования, гарантию компенсации акциза и косвенных налогов при их повышении. Также, если концерн берет обязательства по экспорту, ему предоставляется возможность ввоза крупноузловых комплектов и (или) снижение пошлин на готовую продукцию в случае роста акцизов.
Планируется, что с мая 2018 года по 31 декабря 2020 года государство обеспечит сохранение текущих условий участникам промсборки. По новой промсборке компании смогут работать с 2018 по 2023 год. Отмечается, что в новом инвестиционном режиме особый упор сделают на стимулирование экспорта автомобилей, на развитие производства автокомпонентов и интеграции в мировой автопром.
Если правительство вовсе откажется от инвест-режима для автопрома, это ударит и по промышленности, и по бюджету. В частности, в результате отмены режима промсборки объем налоговых отчислений упадет не менее чем на 30 млрд руб. при некотором росте сборов по пошлинам.