19 января. 13-й этап. Сан-Хуан — Кордоба: мото/квадро, 904 км (СУ, 423 км) / авто/грузовики, 927 км (СУ: 368 км)
Тринадцатый спецучасток ралли-марафона прошел в пятницу, а как известно, сочетание «пятница» и «13-е» сулит массу неприятностей тем, кто смеет в этот день бросать вызов. 40-й «Дакар» оказался настолько сложным, что сам по себе стал вызовом всем, кто принял участие в марафоне. Невероятно сложная трасса, тяжелые погодные условия, жара, сменяющаяся холодом, и затем снова жарой, техника, которая отказывается работать, потому что барьер «на износ» уже пройден — и только люди, которые крепче железа, продолжают выдерживать эту сумасшедшую гонку.
Пятница, 13-е, преподнесла участникам «Дакара» очередные сюрпризы, которые на самом деле уже перестали быть сюрпризами. 40-градусная жара, 124 километра песчаных бугристых дорог, высохшие русла рек, полное бездорожье... Затем 382 километра зоны нейтрализации с возможностью сервиса и следующий спецучасток с быстрыми и извилистыми каменистыми дорогами — совершенно иными по своему характеру, где все решала скорость.
«Мото»
Тоби Прайс пытался сделать все возможное, чтобы сократить свое отставание от Кевина Бенавидеса и его товарища по команде и лидера марафона Маттиаса Валкнера. И несмотря на то, что австралиец все же выиграл свой уже второй этап, двух минут отрыва от Бенавидеса и 11,5 минуты от Валкнера не хватило, чтобы изменить текущий порядок в генеральной классификации. Прайс все равно занимает лишь третью позицию и проигрывает Валкнеру почти 28 минут. Единственный его шанс — отыграть пять с лишним минут у Бенавидеса и подняться на вторую строчку, но, как мы понимаем, этот шанс минимален: ведь остался всего один этап, и это только лишь 119 км СУ.
«Квадро»
Ситуация, аналогичная зачету «Мото», складывается и у спортсменов на квадроциклах. Здесь задел в 1 час 37 минут у Игнасио Касале уже фактически обеспечил ему победу в своей категории. Возможно, именно поэтому он слегка «приотпустил вожжи» у своего квадроцикла и сбавил ритм, чтобы убедиться в том, что сможет завтра спокойно финишировать в аргентинской Кордобе: на предпоследнем этапе он финишировал третьим с разницей в четыре минуты от Джеремиаса Гонсалеса Ферьоли. Аргентинец занимает сейчас третью позицию в генеральной классификации, отставая на 27 минут от идущего вторым еще одного аргентинца Николаса Кавильяссо.
Казахстанский квадроциклист Дмитрий Шилов также благополучно финишировал на предпоследнем СУ — он занял десятую строчку по итогам этапа и сейчас идет шестым в генеральной классификации. Наш победитель «Дакара-2017» Сергей Карякин продолжает следить на месте за ситуацией в марафоне. Вот что он рассказал: «Дмитрий выработал верную стратегию. Он вчера связался со мной и сказал, что оставшиеся этапы не будет ехать быстро. Хотя я могу представить, какое у него большое желание промчать оставшееся и заработать себе одну-две позиции. Но Дима вовремя понял, что пора сбрасывать обороты. У него отличные позиции, зачем все портить под конец?».
«Авто»
Наверное, самой большой неудачей в этот раз можно назвать аварию Стефана Петеранселя — для него пятница, 13-е, явно стала черным днем. На 78-м км его Peugeot 3008 врезался в дерево, в результате чего было повреждено рулевое управление. Довольно долго ему пришлось оставаться на месте в ожидании помощи, поэтому по итогам дня он финишировал лишь 20-м с отставанием больше чем в час, а в генеральной классификации откатился на четвертое место, уступив Нассеру Аль-Аттие и Жинелю де Виллерсу.
В категории автомобилей победу на этапе вновь одержал Нассер Аль-Аттия. Теперь у него 31 победа — столько же, сколько и у Карлоса Сайнса. Отрыв катарца от Сайнса составил на финише 20 минут, но этого явно недостаточно, чтобы претендовать на победу во всем марафоне. Он проигрывает испанцу более 46 минут, так что помочь ему может лишь чудо.
Выбыл из борьбы за подиум и Бернхард Тен Бринке — из-за отказа техники.
«Грузовики»
Но, конечно, поспорить с Петеранселем в размере катастрофы может только Федерико Виллагра. Его пример заставляет поверить в то, что карма все же существует. После читерства с дозаправкой на прошлом этапе, за что он так и не получил никакого наказания, на 79-м км аргентинского шоссе, всего в километре от Стефана Петеранселя (проклятое место какое-то!) начинаются проблемы с коробкой передач, и он останавливается. Все российские болельщики, наблюдающие за гонкой, буквально замирают у своих мониторов.
Дело в том, что вслед за Виллагрой проблемы возникают и у грузовика Эдуарда Николаева: выходит из строя сцепление, приходится как можно меньше переключать передачи, к тому же и на сервисе в зоне нейтрализации эту проблемы устранить невозможно — слишком большая предстоит работа.
В этот момент начинает двигаться Федерико Виллагра, и болельщики хватаются за сердце: правда, делает он это на скорости всего в 40 км/ч, но все же доезжает до конца СУ.
Параллельно возникают проблемы у Дмитрия Сотникова — пробит радиатор. Протечку быстро устраняют. У Айрата Мардеева пробит патрубок радиатора, но и здесь проблема решена.
И в этот момент приходит облегчение: Виллагра все же снимается с гонки. Его грузовик двигаться больше не в состоянии. К тому же ходят слухи, что и с двигателем на его IVECO тоже было не все в порядке…
Теперь со сходом Виллагры ситуация кардинально меняется. Сергей Вязович, финишировавший на этапе четвертым, поднимается на вторую ступеньку генеральной классификации, а Айрат Мардеев — третий. И что тоже очень приятно, четвертым на сегодняшний день становится Артур Ардавичус из Astana Motorsport! Очень хочется увидеть на пятой строчке финальной таблицы Дмитрия Сотникова, чтобы можно было сказать, что Топ-5 — полностью наш, так как все эти ребята все равно наши общие, которых мы хорошо знаем и любим, но, к сожалению, два часа отставания Сотникова от пятого места не оставляют такой возможности.
Эдуард Николаев: «Очень тяжелый доп. В первой части маршрута у нас под финиш вышло из строя сцепление. И переключались передачи только с помощью перегазовки. А вторая часть была извилистой и требовала множества переключений. Это было нечто! Очень устали. 14 часов практически в автомобиле провели, приехали очень поздно. Думали, что будет просто извилистый доп в стиле WRC, но последние 30 километров завели в какие-то ущелья, горы, камни, триал. Если кто-то колесо пробьет, то будет пробка. Многие могут приехать только к утру. “Дакар” очень интересный. Мы сегодня выжали все, что можно — и из экипажа, и из автомобиля».
Айрат Мардеев: «Сегодня мы выполняли функции “оруженосцев” экипажа Эдуарда Николаева. На протяжении всего маршрута подстраховывали их. Казалось бы, гонка подходит к концу, но сегодняшний этап удивительно интересный и разнообразный. Вместо ожидаемых раллийных быстрых прямиков — полный набор традиционных рейдовых покрытий от феш-феша до каменистого триала. Считаю, что при разработке маршрута спортивный директор “Дакара” Марк Кома потрудился на славу».
Сергей Вязович: «Очень долгий день, устали сильно. "Доламываем машины и людей" — вот какое определение можно дать спецучасткам, приготовленным на последние три дня. Километров пять от старта у нас слетел шланг гидроусилителя на серпантине, и мы потратили на ремонт минут 12 — поставили шланг, залили масло. Самое плохое, что мимо нас прошло много машин участников. Дорога пыльная, сил и нервов потратили море, чтобы прорваться до финиша, совершая обгоны. Видели стоявших соперников — стоял Тон Ван Генугтен с поднятой кабиной, узнали, что сошел Виллагра. Результаты неплохие, но пока радости нет никакой».
Артур Ардавичус: «Приближаясь к финишу марафона, нужно максимально аккуратно относиться к машине и в целом к прохождению этапов. Отыграть можно максимум получасовое отставание. Если отрыв выше, то смысла “гнать” нет никакого. На сегодняшнем этапе я попробовал частично повысить темп, и машина сразу отреагировала. Решил не рисковать и сразу же снизил давление на правую педаль».
Так что пока не будем торопиться с выводами. Спортсменам сейчас очень важно преодолеть без потерь 120-километровый финальный кольцевой спецучасток Кордоба — Кордоба. И очень скоро будут известны результаты этого сумасшедшего, совершенно невероятного и такого интересного «Дакара»!