ПАО «АвтоВАЗ» выставило на продажу 36 объектов недвижимости в Тольятти и близлежащих поселках — Сосновке, Междуреченске, Безенчуке и т.д. В основном это малоликвидные строения и промышленные участки, никак не используемые в текущей деятельности завода. От них рациональнее избавиться, чем нести неоправданные затраты по содержанию.
Но есть и несколько неожиданных «лотов». Например, комплекс зданий бывшего Учебного центра ВАЗа, построенного еще в советское время. Там «конвейерным способом» готовили рабочих для завода, для чего обустроили не только учебные классы, но и минипроизводство с характерным для ВАЗа станочным парком. В настоящее время Учебный центр пребывает в запустении, подготовка кадров там фактически не ведется, из нескольких сотен сотрудников осталось всего 40 человек. С точки зрения «чистого» бизнеса от этого актива логично избавиться.
Но есть нюанс: в одном из зданий Учебного центра располагается музей «АвтоВАЗа», организованный всего несколько лет назад и активно заводом поддерживаемый. Это самое крупное собрание ВАЗовских машин в Тольятти; есть еще экспозиции в Техническом и Краеведческом музеях, но они скромнее и эти площадки ВАЗу де-юре не принадлежат.
Продать строения Учебного центра по отдельности малореально, это замкнутый комплекс. Судя по цене (652,4 млн руб), продается все скопом. Если это так, то музей ВАЗа ждет как минимум переезд. Не хочется давать апокалиптических прогнозов и пафосно говорить об «уничтожении истории», но объективно более удобной площадки для музея в Тольятти подыскать будет сложно, ангар в Техническом музее заставлен полностью, туда не поместится и десятая часть нынешней экспозиции Учебного центра.
Любопытно, что в свое время ВАЗ начал строить специализированный музейно-выставочный комплекс на ул. Ворошилова в Тольятти. Но потом забросил и сейчас этот объект незавершенного строительства тоже выставлен на торги за 36,9 млн руб.
Еще интересный объект, выставленный на продажу — административное здание на Транспортной, 26. Здесь в свое время (до 2015 года) находилась Дирекция по закупкам ВАЗа. В 2009-2010 годах, когда дирекцией заведовал Дамир Кашапов, в этом здании был сделан ремонт общей сметой более чем в миллиард рублей. Получился современный офисный комплекс формата полу-оупен-офис: открытые кабинеты на 10-20 человек был разделены эффектными стеклянными перегородками. После ухода Игоря Комарова с поста президента «АвтоВАЗа», дирекцию по закупкам перевели в НТЦ и специализированное здание фактически осталось невостребованным. Так что его продажа тоже выглядит логичной. Хотя заявленная стоимость почти впятеро ниже стоимости сделанного некогда ремонта.
Вышеназванные объявления появились на одном популярном «продажном» интернет-сервисе. Но эти же объекты имеются и на официальной торговой площадке ВАЗа. Впервые они выставлены на продажу три года назад, с тех пор заявок не поступало. Но и цену ВАЗ не снижает. Напротив, здание Учебного центра «подорожало» с изначальных 587 млн руб.