С 1 июля 2019 года в России больше не действует соглашение между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании топливных цен. Рост не заставил себя ждать: по данным Московской топливной ассоциации, которая следит за стоимостью топлива на АЗС десяти крупнейших нефтяных компаний и в независимых сетях, 1 июля цены на дизельное топливо и бензин увеличились на 1-14 копеек на литр по сравнению с показателями прошлой недели.
Повышение цен было отмечено на московских заправках «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт», «Газпромнефть-Центр», Shell и «Транс-АЗС». Больше всех выросла средневзвешенная цена на дизельное топливо у «Транс-АЗС»: на 64 копейки к показателям прошлой недели, до 45,67 рубля за литр. «ЛУКОЙЛ» установил наценку в размере 10 копеек за литр дизельного топлива и бензина АИ-92 и АИ-95.
Премьер-министр Дмитрий Медведев уже пригрозил нефтяникам: «Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить кому-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали». В данном случае подразумевается введение заградительных пошлин на нефтепродукты.
Ранее эксперт высказал мнение, что ощутимого скачка цен не произойдет как минимум до сентября: в этом поможет демпфирующий механизм. Того же мнения придерживается Дмитрий Козак. Он отметил, что речь не идет об отказе правительства с 1 июля от сдерживания роста цен на моторное топливо. «Это не так, вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность, что нам удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период», — сказал вице-премьер.
Напомним, ранее сообщалось, что федеральное правительство откажется от практики заморозки розничных цен на бензин. Соглашение о заморозке действовало с 1 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года, а позже было продлено до 30 июня.
С января 2019 года нефтяные компании начали получать так называемый демпфер: государство компенсировало им 50-60% потенциальной недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Данная субсидия составляла 56 тысяч рублей за тонну бензина и 50 тысяч рублей за тонну дизельного топлива. С 1 июля формула расчета изменилась, теперь размер компенсации должен увеличиться.