16 сентября в Германии после тяжелой болезни ушел из жизни Луиджи Колани — легендарный автомобильный и промышленный дизайнер. Ему был 91 год.
Колани можно считать основателем стиля «биодизайн»/«биодинамика», который характеризуется округлыми и органичными формами предмета. «Биодизайном» в конце 80-х и 90-х годах увлекались практически все ведущие автопроизводители мира, но философская и концептуальная основа под него была заложена Колани еще в начале 70-х.
Луиджи — смешанных кровей, он родился в Швейцарии, его отец был натурализовавшимся курдом, а мать — полячкой. При этом сам Колани во взрослой жизни позиционировал себя в качестве германского дизайнера.
Начинал Луиджи в Калифорнии, куда переехал в 1953 году, первое время он работал руководителем проектной группы по разработке новых материалов в авиастроительной компании «МакДоннелл Дуглас» (McDonnell Douglas).
Автодизайнером Колани стал уже в 1954 году и сразу завоевал престижную награду Golden Rose за разработку и постройку оригинального кузова для автомобиля Fiat. В 1959 году дизайнер построил спорткар на шасси BMW 700 — первый в мире автомобиль с пластиковым монококом. Его через год выпустили тиражом 1700 экземпляров под именем Colani GT.
В 1960-е годы Луиджи разрабатывал и производил предметы быта, мебель и столовые приборы. Накопив достаточное состояние, он купил старинный замок в Зассенберге (ФРГ), где развернул собственную дизайн-студию, в которую нанял других молодых специалистов.
В начале 70-х увидела свет одна из самых известных работ Колани — суперобтекаемый тягач с футуристичным, ни на что не похожим экстерьером кабины. За счет продуманной аэродинамики тягач Колани на трассе потреблял гораздо меньше топлива, чем обычные грузовики тех лет. Сам мэтр утверждал, что эта работа была прямым ответом на разразившийся в начале 70-х годов нефтяной кризис. Среди других проектов были катера, легкомоторные самолеты и так далее.
Философию «биодизайна» Колани описывал просто: «Земля круглая, все небесные тела круглые; все они движутся по круговым или эллиптическим орбитам. В микрокосмосе — такие же круглые объекты, которые вращаются вокруг друг друга. Даже эротизм построен вокруг округлых форм. Зачем мне присоединяться к остальной массе, которая хочет сделать все угловатым? Я собираюсь следовать философии Галилео Галилея: мой мир тоже круглый».
Луиджи считал себя творчески полностью реализовавшимся: «Я успешный нахал, я имел большие возможности» (I am a successful swine and have had major opportunities).