28 сентября вице-премьер Дмитрий Козак проводил совещание с представителями автопрома. На нем обсуждали реформу системы компенсации производителям утилизационных сборов на автомобили. Сборы взимаются со всех машин, как импортируемых, так и произведенных в России. Но отечественным производителям власти все возвращают через промышленные субсидии.
Основная идея грядущей реформы — дифференциация субсидий, т.е. привязка компенсации к уровню локализации выпускаемых в России автомобилей. Этот вопрос и обсуждался у Козака, однако к единому решению стороны не пришли.
«Интерфакс» со ссылкой на Морозова передал, что чиновники предлагали разделить компенсацию на две части. Компании, выпускающие машины в режиме полного цикла (сварка и окраска кузова, сборка автомобиля) и заключившие специальный инвестконтракт с правительством, смогут гарантированно возвращать 60% сбора. Остальные 40% — в зависимости от уровня локализации выпускаемых автомобилей. При этом необходимое для компенсации количество баллов, которые входят в расчет этих 40%, не включают НИОКР. «И это важно, потому что инвестиции в НИОКР будут дополнительной возможностью для вас получить максимальные 100% баллов», — добавил Морозов. По его словам, этот механизм дифференциации предлагается использовать после переходного периода — с 2021 по 2028 год.
При этом отвергнут предлагаемый рядом автоконцернов принцип 70/30. Такой подход позволил бы выпускать в каждом из сегментов треть машин с меньшей локализацией и не терять общий доступ к господдержке.
Ввести дифференцированный подход в субсидировании предложили компании с высоким уровнем локализации — КАМАЗ, Volkswagen, Renault-Nissan-АвтоВАЗ, «Группа ГАЗ». Против этой идеи выступили фирмы с низким уровнем локализации — «Автотор», Volvo Trucks, «ПСМА рус» (калужский завод PSA и Mitsubishi) и BMW.
Отказ от 100-процентной компенсации утилизационного сбора приведет к повышению цен на автомобили. Например, за самые популярные легковые автомобили с объемом двигателя 1–2 л нужно платить утилизационный сбор в размере от 44 000 до 84 000 рублей, замечает издание «Ведомости».
Для формирования консолидированной позиции автопроизводителей будет создана рабочая группа, которую возглавит замминистра промышленности РФ Александр Морозов.
Окончательное решение по дифференцированной компенсации утилизационного сбора правительство планирует принять до конца нынешнего года.