Необычный российский вездеход «Буран» стал белорусским 03, февраль 2020
Российский модульный бронеавтомобиль Buran будут выпускать в Беларуси — под именем Asilak-1. Производством машины займется минская «БСВТ - новые технологии» — поставщик Минобороны республики. Фирма уже оформила сертификат, то есть Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), на целое семейство из пяти модификаций.
Buran разработан нижегородской фирмой RIDA, много лет специализирующейся на постройке бронированных версий дорогих иностранных автомобилей. Однако Buran построен на шасси отечественного вездехода ГАЗ-3308 «Садко», впервые его показали в 2018 году. Главная особенность машины — модульная конструкция бронекорпуса. В базовой конфигурации «Буран» — шестидверный и шестиместный внедорожник. Кабина, задняя часть салона и платформа выполнены независимыми друг от друга элементами, поэтому при необходимости задний бронемодуль или платформу можно демонтировать и водрузить вместо них другую надстройку — например, бортовой кузов без пассажирских мест, кунг или цистерну. Кабину тоже можно снять, но это сделано для удобства обслуживания и транспортировки.
Модули машины защищены по классу 3, то есть они выдерживают обстрел из автомата с пулями 7,62, имеющими стальной нетермоупрочненный сердечник. Стекла отвечают более высокому четвертому классу. В крыше «Бурана» есть четыре люка и два стекла, двери оснащены ригельными замками, в салоне есть кондиционер. Еще одна интересная особенность — не имеющие креплений к полу сиденья, они дают дополнительную защиту экипажу при подрыве машины снизу.
По ходовой части и двигателю Buran / Asilak-1 не отличается от стандартного «Садко». В движение машину приводит 4,4-литровый турбодизель ЯМЗ-534 мощностью 147 л.с. и крутящим моментом 670 Нм. Он агрегатирован с 5-ступенчатой МКП и раздаточной коробкой. Привод — подключаемый полный, есть понижающий ряд передач.
Максимальная скорость «Бурана» составляет 95 км/ч. Средний расход топлива — 15 л/100 км. Столь умеренный «аппетит» вкупе с большим топливным баком (2х105 л) позволяет использовать машину в затяжных марш-бросках — на полных баках запас хода машины достигает 1400 км.
Какие отношения связывают белорусскую «БСВТ - новые технологии» и российскую RIDA — неизвестно. Скорее всего, белорусы будут получать из России в готовом виде не только шасси «Садко» — от ГАЗа, — но и бронекорпуса — от «Риды», то есть их задача сведется к конечной сборке машин. Не исключено, что производство в Беларуси — это хитрость для упрощения продажи бронемашины в дальнее зарубежье (международные санкции серьезно ограничивают экспорт российской военной техники).
Пять заявленных в ОТТС модификаций — это 10-местный универсал, 2- и 6-местный пикапы, медицинский фургон и «голое» шасси.