В России планируется создать устройства для бесконтактной зарядки электротранспорта, включая электромобили, электробусы и специальные транспортные средства для ЖКХ, складских операций и так далее. Проект получил название «Перспектива-Тесла». В конце февраля его поддержал проектный комитет Национальной технологической инициативы (НТИ). На него планируется выделить 120 млн рублей.
Речь идет о разработке нескольких видов универсальных интеллектуальных бесконтактных электрозарядных станций (ЭЗС) мощностью от 20 до 200 кВт. С их помощью можно будет создать общественную зарядную инфраструктуру для разных видов транспортных средств, а также удовлетворить потребность в «домашней зарядке» частных и корпоративных электрических ТС. Согласно задумке, на полную зарядку аккумулятора должно уходить от 5 до 25 минут.
Стоит отметить, что мощность 200 кВт является серьезным показателем. К примеру, станции Tesla Supercharger обеспечивают до 150 кВт, хотя в реальности большинство самих электромобилей компании не могут «переварить» больше 120 кВт. В то же время в мире уже строятся сети с мощностью одного разъема до 350 кВт (та же европейская IONITY, которая является совместным предприятием Volkswagen AG, Daimler AG, Ford и BMW). Но и Tesla Supercharger, и станции IONITY предусматривают подключение по проводу, в то время как в России планируется создать бесконтактную сеть.
Инициатором разработки выступило петербургское предприятие «Авангард» — отраслевой технологический центр в области микро- и радиоэлектроники и электротехники. По словам его представителя, реализовать проект предполагается на основе государственно-частного партнерства.
Как рассказала «Известиям» главный специалист «Авангарда», доктор технических наук Ольга Куркова, в основу создания бесконтактных ЭЗС лег принцип дистанционной передачи электроэнергии методом магнитно-резонансной индукции.
По словам представителей «Авангарда», России важно не упустить время, чтобы выйти на рынок, который в настоящее время только зарождается. К 2025-му отечественное предприятие планирует достичь уровня объема годовой выручки в $31,8 млн, заняв не менее 8% мирового рынка таких устройств. Его общий объем оценивается в $407 млн.
На 2021 год запланировано изготовление и испытание опытных образцов, а к лету 2022-го — создание в РФ первого тестового полигона зарядной инфраструктуры на базе бесконтактных ЭЗС для вывода на рынок готового продукта. Пилотными регионами могут стать Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В России электромобили пока составляют примерно 0,1% от общего числа зарегистрированных машин. Согласно данным «Автостата», на начало 2020 года их насчитывалось всего 6,3 тысячи, большая часть приходилась на модель Nissan Leaf.