При ремонте автомобиля, находящегося на заводской гарантии, страховые компании обязаны использовать оригинальные запчасти, применение неоригинальных незаконно. Такое определение дал Верховный суд России, рассматривая дело московского автовладельца. ВС указал, что после страхового возмещения в виде ремонта должна сохраняться гарантия на транспортное средство. Текст определения доступен в октябрьском обзоре судебной практики ВС по потребительским спорам.
Дело описывается так. Несколько лет назад принадлежащий автомобилисту из Москвы кроссовер Nissan Murano получил механические повреждения, в том числе было разбито лобовое стекло. Владелец обратился в страховую компанию по каско. Страховщик признал данный случай страховым и выдал К. направление на замену стекла в СТО, где истцу предложили установить неоригинальное. Не согласившись на это, К. обратился в страховую организацию с заявлением о замене сервисного центра на официальный дилерский, в чем ему было отказано.
Автомобилист подал в суд иск против страховщика, в котором потребовал возложить на организацию обязанность провести ремонт в официальном сервисе с использованием оригинальной запчасти. Суд первой инстанции отказал, объяснив свое решение тем, что между сторонами договора изначально согласована выплата возмещения в виде ремонта на СТО по выбору страховщика, при этом допускается недилерское СТО.
Владелец Ниссана обратился в апелляционный суд, но тот согласился с решением первой инстанции. Тогда автомобилист дошел до Верховного суда.
ВС занял сторону истца и установил, что гарантия производителя не распространяется на недостатки, вызванные использованием неоригинальных запасных частей или ремонтом, выполненным не у официального дилера. ВС направил дело на пересмотр, после чего Мосгорсуд обязал страховую компанию отправить машину к «официалам» и заменить лобовое стекло на оригинальное. Согласно ст. 309 и 929 ГК РФ, п. 4 ст. 10 Закона № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», условиями договора страхования имущества может быть предусмотрена замена выплаты страхового возмещения компенсацией ущерба в натуральной форме, но при условии приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. С находящимся на гарантии автомобилем использование неоригинальной детали не обеспечивает такого состояния.
Но страховые компании в будущем могут обойти такую трактовку закона, откорректировав правила страхования и добавив пункт, что восстановительный ремонт автомобиля не обеспечивает сохранения на него гарантии, замечают «Известия».
Издание со ссылкой на Nissan пишет, что компания поддерживает гарантию только на оригинальные запчасти, приобретенные у официального дилера. При этом установка неоригинальных запчастей не повлечет за собой снятия гарантии. Однако если причиной возникновения неисправности является установленная на автомобиль неоригинальная запчасть, то устранение такой неисправности не может быть произведено за счет гарантии автопроизводителя. В то же время сама деталь, которая меняется на автомобиле взамен поврежденной, может быть и китайской. Главное, чтобы изготовивший ее завод был одобрен автопроизводителем.
Что касается обязательного автострахования, в Российском союзе автостраховщиков сообщили: в случае возмещения вреда по ОСАГО в натуральной форме законом предусмотрен ремонт с условием сохранения гарантии транспортного средства. Но это условие касается автомобилей не старше двух лет.