12 марта было опубликовано Постановление Правительства РФ №353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году». Это Постановление существенно упрощает ввоз в Россию продукции, подлежащей обязательной сертификации, в том числе автомобилей и их компонентов.
Согласно Постановлению, действие всех документов об оценке соответствия обязательным требованиям автоматически продлевается минимум на 1 год. По логике, это касается и ОТТС (одобрений типа транспортного средства, то есть сертификатов соответствия требованиям технического регламента ТС 018/2011), срок действия которых заканчивается с 12 марта по 31 декабря 2022 года. Производители не обязаны в указанный период пересертифицировать ныне выпускающиеся автомобили.
Упрощён инспекционный контроль производства — отныне его можно проводить дистанционно, по видеосвязи. Кроме того, сертификационный орган может отодвинуть срок регулярной проверки на полгода.
Ещё одно важное новшество: единичные экземпляры новых автомобилей и компоненты в ближайший год могут ввозиться вообще без проведения сертификационных испытаний, по декларации соответствия. Это постулируется Приложением 18.
Приведён и список документов, которые могут быть положены в основу декларации: контракт, эксплутационные описания, подтверждение проведённых испытаний, список стандартов и иные документы на выбор заявителя. То есть, набор широк и варьируем.
Расширены полномочия сертификационных органов: пункт 8 приложения 17 позволяет в 2022 году испытательным лабораториям заниматься сертификацией товаров, «не включенных в утвержденную область аккредитации». То есть фактически любых. Это значит, что автомобилями и автокомпонентами теперь может заняться любая фирма, аккредитованная в национальной системе аккредитации.
К сожалению, Постановление №353 не свободно от недостатков и противоречий, создаётся впечатление, что его писали и принимали в спешке, даже запарке. Например, в одном пункте идёт речь о «единичных экземплярах», а чуть ниже (то же Приложение 18) — «декларирование соответствия, предусмотренное настоящим пунктом, применяется для партии продукции или единичного изделия» (выделено мной — авт.). Тут возможны трактовки: либо обсуждаемое постановление отменяет получение СБКТС, заменяя его простым декларированием, либо идёт дальше и распространяет декларирование уже на партии продукции. Но каков предельный объём партии — не указано.
Но ещё более принципиальная недосказанность в том, входят ли в понятие «документов об оценке соответствия обязательным требованиям» вышеупомянутые ОТТС. Никаких указаний на то, что ОТТС следует считать отдельным видом сертификационных документов, нет. Пункты 23 и 24 Технического регламента Таможенного союза 018/2011 тоже не выделяют ОТТС в отдельный вид.
Но…
Но мы поговорили с представителями НАМИ и Росстандарта. Рядовыми сотрудниками, не принимавшими участия в подготовке этого Постановления. Они не понимают и не могут прокомментировать этот вопрос! В НАМИ ждут разъяснений от Минпромторга РФ и того же Росстандарта и пока не готовы следовать букве этого Постановления.
Видимо поэтому за четыре дня, прошедших с момента принятия Постановления №353, ничего в системе сертификации не изменилось. Слишком много вопросов.
PS. За несколько минут до публикации источник в НАМИ конкретизировал: руководство НАМИ считает ОТТС и СБКТС документами, не попадающими под действие Постановления №353.