12 сентября на федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован проект постановления правительства РФ, которое пока не имеет номера. Этим документом с 1 ноября 2025 года будут внесены правки в постановление № 1291 от 26 декабря 2013 года по расчету размера утилизационного сбора. О ключевом изменении — отмене льготного «утиля» на машины мощностью свыше 160 л.с. наша редакция сообщала еще 27 июня сего года. После этого коллеги-журналисты буквально завалили пресс-службу Министерства промышленности и торговли запросами, и министр Алиханов подтвердил информацию о грядущей реформе.
Напомним, что льготный «утиль» для машин с ДВС рабочим объемом свыше 3000 куб. см отменили еще постановлением правительства РФ № 1255 от 13 сентября 2024 года. С 1 ноября 2025-го льготный «утиль» не смогут оформить и те, кто ввозит машину для личного пользования с мотором мощностью свыше 160 л.с., вне зависимости от рабочего объема ДВС.
Однако обо всем по порядку. Если прежде утильсбор для легковых машин (категория М1) зависел только от литража и возраста (до трех лет и старше трех лет), то теперь добавился еще один показатель — мощность. В упомянутом проекте постановления она указана в киловаттах. Напомним, что в инженерных расчетах применяется именно эта размерность, а не «лошади», и именно в киловаттах указана мощность в сертифицирующих документах на автомобиль — ОТТС, ЗОТТС, ЗОЕТС, СБКТС. Уточним, что Минпромторг использует для перевода из киловатт в «лошади» коэффициент 1,35962.
Итак, начнем с тех, у кого останется возможность ввезти машину по льготному «утилю», составляющему 3400 рублей для экземпляров в возрасте до трех лет и 5200 рублей — свыше трех лет. Первый случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор не более 1000 «кубиков» и его мощность не превышает 117,68 кВт, льгота сохранится. Умножаем 117,68 на 1,35962 и получаем 160,0000816 (грубо — искомые 160 л.с.). Если на «литровом» моторе мощность выше указанной, придется заплатить как минимум 256 000 рублей утильсбора даже при ввозе машины для личного пользования.
Второй случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор объемом свыше 1000 «кубиков», но не более 2000 и его мощность не превышает те же 160 л.с. Если превышение есть, то заплатить придется минимум 750 000 рублей, даже если машина предназначена для личного пользования!
Третий случай: если на ввозимом автомобиле установлен мотор объемом свыше 2000, но не более 3000 «кубиков» и его мощность не превышает те же 160 л.с. В противном случае заплатить придется минимум 1 922 200 рублей. Для моторов свыше трех литров льгота, как и прежде, не предусмотрена: какой бы ни была мощность, заплатить придется минимум 2 153 400 рублей за машину с мотором от 2,0 до 3,0 литра и минимум 2 742 200 рублей — за авто с мотором от 3,5 литра.
Наконец, четвертый случай — для любителей «зелени». Если на ввозимом электромобиле или последовательном гибриде суммарная мощность электромоторов не превысит всего-то 58,84 или 80 л.с., для них тоже доступен льготный «утиль».
Мы видим, что правительство ставит заградительные барьеры для «серого» ввоза электромобилей и последовательных гибридов, а равно мощных машин с ДВС. Таким образом, главным выгодоприобретателем новых правил становятся АО «Кама», которое теоретически еще не утратило шансов на запуск серийной сборки электромобилей Atom (хотя есть большие сомнения), и «Моторинвест», который выпускает на заводе в Липецкой области электромобили и последовательные гибриды марок Evolute и Voyah. Эти предприятия имеют льготный режим по начислению «утиля», куда как менее зависящий от локализации, чем у производителей автомобилей с ДВС.
Теперь скажем несколько слов о новых правилах расчета. Машины категории М1, как и прежде, разбиты на следующие группы: «зеленые» (электромобили и последовательные гибриды), с ДВС объемом до одного литра, с ДВС от литра до двух, с ДВС от двух до трех литров и с ДВС свыше 3,5 литра. Для каждой из этих групп предусмотрена одинаковая шкала с 16 диапазонами мощности. Первые семь: до 51,48 кВт (80 л.с.) включительно, от 51,48 кВт (80 л.с.) до 73,55 кВт (100 л.с.), от 73,55 кВт (100 л.с.) до 95,61 кВт (130 л.с.), от 95,61 кВт (130 л.с.) до 117,68 (160 л.с.), от 117,68 (160 л.с.) до 139,75 кВт (190 л.с.), от 139,75 кВт (190 л.с.) до 161,81 кВт (220 л.с.), от 161,81 кВт (220 л.с.) до 183,88 (250 л.с.). Последний диапазон включает машины с мотором мощностью свыше 367,76 кВт (500 л.с.).
Из сказанного ясно, что универсальные расчетные шкалы явно избыточные, потому что не бывает 3,5-литрового мотора мощностью в 100 «лошадей», равно как не бывает 1,6-литрового мотора мощностью свыше 500 л.с., если только речь не идет о болиде Formula 1. Кстати, если бы некто задумал завести в Россию легковушку с таким мотором в промежутке с 1 ноября по 31 декабря 2025 года, ему пришлось бы выложить за нее 2 668 000 рублей «утиля». При этом за электромобиль или гибрид по самой мощной «градации» придется отдать в этом временном промежутке уже 3 040 000 рублей, то есть в 4,5 раза больше, чем сейчас!
Но это не предел!
Коэффициенты по новой сетке будут расти год от года и достигнут своего пика в 2030-м. За автомобиль в возрасте свыше трех лет с мотором свыше 3,5 литра и мощностью выше 500 л.с. нужно будет заплатить 10 081 200 рублей утильсбора.
Даже трудно представить, в какую сторону дальше Минпромторг будет развивать новую схему начисления утилизационного сбора.
Кстати, важный момент. Все приведенные расчеты верны в том случае, если Минпромторг с вводом новых коэффициентов (именно они зависят от объема и мощности) сохранил прежнюю базовую ставку в 20 000 рублей, на которую умножается каждый коэффициент. Между тем 12 сентября в пресс-релизе ведомства было отмечено: «Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя». Эта цитата разошлась по всей отраслевой прессе, хотя в проекте постановления о новом расчете «утиля» об изменении базовой ставки ничего не сказано. Либо в пресс-релиз Минпромторга вкралась ошибка, либо министерство должно в ближайшее время выйти с разъяснениями. Хотя, видимо, мы все-таки правы в своих рассуждениях…