Доброго всем времени суток! Такая история со мной приключилась на днях.
Утро минувшей пятницы начиналось обыкновенно, не предвещая ничего плохого. Как обычно, вышел утром, прогрел машину, поехал на работу, все было нормально. А вот по приезду началось интересное. Как только остановился перед офисом, ощутил по рукоятке МКПП, что не работает один из цилиндров. Особенно по этому поводу не расстроился, решив, что умерла одна из свечей или, в крайнем случае, форсунка. Но когда после нажима на газ все вокруг заволокло клубами белого дыма, забеспокоился не на шутку! Отнес в офис документы и буквально через 3-5 минут снова вышел к машине, дабы выяснить какой из цилиндров решил подпортить мне жизнь. Однако, когда я попытался завести двигатель, он сделал полтора оборота и заклинил. Сопоставив все вышеизложенное, вывод напрашивался сам собой: пробой прокладки, головки или гильзы, заполнение одного или нескольких цилиндров тосолом и, как следствие, гидроклин. Открыл капот и с удивлением обнаружил, что радиатор почти полный и в расширительном бачке тоже норма, характерного запаха бензина ни оттуда, ни оттуда заметно не было. Странный пробой... В цилиндре такая дыра, что через нее за каких-то 3 минуты его утопило, а газы в систему охлаждения даже не пошли?! Тем не менее, вывернул свечи и попытался провернуть двигатель стартером. На этот раз двигатель легко закрутился, а из 6-го цилиндра ударил тосольный фонтан! Сомнений больше не оставалось: как минимум снятие левой ГБЦ, как максимум замена ДВС в сборе, в случае трещины гильзы...
В расстроенных чувствах оттащил Пыжа к другу в гараж и начал разборку. Но тут вдруг в голову пришла мысль: а ведь во впускном коллекторе, как раз возле воздушных каналов 1-го, 2-го, 5-го и 6-го цилиндров проходят и каналы системы охлаждения! А я, при прошлой сборке, не найдя в магазинах прокладки, поставил коллектор на герметике. Маловероятно, конечно, но чем черт не шутит... Снимаю коллектор и... Вокруг всех окон ровные серые колечки герметика, и перемычка между окном 6-го и каналом системы охлаждения коричневая и с недостающими участками! Покупаю прокладку, собираю все обратно, с замиранием сердца поворачиваю ключ, и... Двигатель заводится! Какое-то время подтраивает, дымит белым, но потом все нормализуется. Работает ровно, прорыва газов нет, значит ни шатун, ни гильза, ни ГБЦ от этого незапланированного наводнения не пострадали. Меняю масло (в ожидании холодов залил 5W-30, вместо 10W-40), т.к. в него наверняка попало немалое количество тосола и выгоняю машину на улицу.
Но мои злоключения на этом еще не закончились.
Все казалось бы хорошо. Двигатель работает ровно, тихо. Отвез друга домой, прокатился еще кружок по городу и уже по приеду домой обнаруживаю треск откуда-то из района клапанных крышек. Как будто бы застучали если не все клапана, то как минимум половина! Заглушил машину, решив, что утро вечера мудренее. Утром завел, но никаких изменений не произошло: тарабанят как и раньше. Решил, что, может быть, дело в масле или фильтре. Снова поставил старый фильтр - никаких изменений. Купил канистру 10W-40, заменил масло повторно, снова результат нулевой. Возникло подозрение, что масло вообще не подается в головки. Решил снять хотя бы одну клапанную крышку и оценить состояние визуально. Снял правую. Все в масле. Понажимал на коромысла. Обнаружился небольшой люфт на выпускных клапанах 1-го и 3-го цилиндров (если по ним постукивать сверху пальцем, слышно щелканье), остальные стояли мертво. Решил для эксперимента завести двигатель без клапанной крышки. Завел... Из всех 6-ти коромысел в разные стороны ударили фонтаны масла, за несколько секунд залив все под капотом, стены, потолок гаража и физиономию моего друга, неудачно им размещенную над двигателем Сделали вывод, что масло подается, еще и как! Времени уже не было, так что было решено поиски причины стука перенести на следующий раз. Все собрали и поехали в город. Каково же было мое удивление, когда остановившись через 10 минут у магазина, никакого стука я не услышал! Специально вышел, открыл капот, прислушался - тишина! Слегка пощелкивает один компенсатор в левой головке (это было и раньше), а в остальном все ОК. Решили, что масло 5W-30 было слишком жидким для подъизношенных компенсаторов, а сейчас оно в них заменилось на привычное 10W-40 все пришло в норму. Странно, конечно, учитывая, что я на нем езжу не первую зиму, и никогда особой разницы между 5W-30 и 10W-40 не замечал, тем не менее... Но облегчение длилось не долго: следующим утром машина снова встретила меня стрекотом, который больше не исчезал. Сегодня утром на холодную несколько минут работал тихо, но после прогрева снова затарахтело... Звук зависит только от оборотов двигателя и не меняется при изменении нагрузки. При повышении оборотов становится чаще, но не пропадает (хотя на повышенных оборотах давление масла должно возрастать, если предположить, что на ХХ оно в достаточных количествах до ГБЦ почему-то не доходит).
Вот я теперь в раздумьях и сомнениях... Что это, из-за чего, как проверить и как устранить? Может ли это быть как-то связано с затоплением или простое совпадение (хотя в совпадения я верю мало)? Если какая-то механическая поломка, то почему звук проявился не сразу и потом исчезал? Если дело только в самих компенсаторах, не могли же вдруг выйти из строя сразу несколько? Даст ли что-то замер давления масла, если при визуальном осмотре видно, что в головку оно поступает? Допустим ли небольшой люфт на коромысле и может ли он вызывать шум? Вообще, у кого какие мысли по поводу этой ситуации? Буду рад любым мнениям. Спасибо!
P.S. Кстати, в ходе разборки было обнаружено, что подтекает форсунка 6-го цилиндра (возможно именно из-за этого и разъело герметик). Форсунка была заменена купленной на разборке. Но не думаю, что это может иметь какое-то отношение к проблеме...